Что значат славянские имена
Во времена Древней Руси именам придавали особое значение. Имена, оставшиеся в летописях и берестяных грамотах, не только хранят память о былом единстве славянских народов, но и позволяют современным исследователям узнавать больше о жизни, обычаях и взглядах на мир наших предков-славян. Специально ко Дню славянской письменности и культуры доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Роман Тельпов открывает некоторые тайны древних славянских имен.
Как определить славянское имя?
Славянскими считаются имена, образованные от славянских корней. В частности, в славянских по происхождению именах Древней Руси регулярно повторялись корни -остро-, -миро-, -жиро-, -тверди-, -нег-, -слав-, -волод-, -свято-, -рад-, -вяче-, -стани-, -люб- и другие. Поэтому мы до сих пор на интуитивном уровне понимаем значение некоторых древних имен: например, Владимир — «владеющий миром», Людмила — «милая людям».
Такие корни часто присутствуют в именах не только русских, но и других славянских народов. Однако самые популярные имена на разных территориях отличались. Например, русские предпочитали имена с корнем -влад-/-волод-: Владимир или Всеволод, — а сербы с корнем мил-: Милош, Милица, Милена и другие.
А вот старинные имена Олег, Игорь и Ольга, которые носили первые древнерусские князья, славянскими не являются: их происхождение — скандинавское.
Династические имена
В Древней Руси человек высокого социального статуса, как правило, становился известен под именем, которое подчеркивало его положительные качества. Поэтому мы знаем русских князей с исключительно «высокими» и благозвучными именами: Всеволод, Владимир, Ярослав, Вячеслав. Ключевым принципом выбора детского имени, в частности для потомка княжеской династии, было сохранение в нем имени важного предка: полностью, если тот был уже мертв, или частично, если был еще жив. Например, если отца звали Ярославом, то в именах большинства детей, рожденных при его жизни, присутствовал элемент -слав: Изяслав, Вячеслав, Святослав и так далее.
Часто детей называли в честь дедов и прадедов — например, одного из сыновей Ярослав Мудрый назвал Владимиром в честь своего отца. Исследователи считают, что в этой традиции сохранились отголоски древнейшей веры в переселение душ: так душа деда или прадеда переходила к потомку вместе с именем. А имена князей Древней Руси, которые чередовались в разных поколениях, служили еще и важным показателем принадлежности к высокому роду, а следовательно — закрепляли за носителями право на наследство. Позднее эту функцию стали выполнять фамилии.
Что означают славянские имена
- Автор
- Сообщение
-
Не в сети
- Администратор
- Сообщения: 707
- Зарегистрирован: 25 окт 2017, 13:56
-
Не в сети
- Администратор
- Сообщения: 707
- Зарегистрирован: 25 окт 2017, 13:56
Re: Что означают славянские имена
Имена-обереги и имена-тотемы
В Древней Руси детям было принято давать несколько имен — и каждое из них выполняло определенную функцию. Одни хранили важную информацию о своих носителях, другие — связывали их с предками, а третьи — даже защищали.
Такую роль часто выполняли имена, образованные от названий животных: Волк, Медведь, Лось и другие. По славянским поверьям, многие звери обладали сверхъестественными силами, которые передавались и детям, названным в честь них. Так, заяц и воробей были связаны с идеей плодородия. Медведя ассоциировали с мощью, волка — с бесстрашием, верностью, удачей в охоте. В честь хищников славяне называли детей еще и для того, чтобы защитить их от этих животных: верили, что «своего» ни волк, ни медведь не тронут.
Позднее такие имена-тотемы трансформировались в распространенные русские фамилии. Сейчас их еще можно встретить в качестве имен у других славянских народов. Например, в Сербии до сих пор популярно имя Вук — то есть «Волк».
В славянском именослове особая роль отводилась и именам-оберегам, которые, по представлениям наших предков, защищали детей от сглаза и порчи. Древнейшими из таких имен были Ненаш (ребенок не наш), Найден (ребенок был найден, поэтому тоже не наш), Приемыш, Подкидыш, Неждан и другие. Называя новорожденного таким особенным именем, родители будто не признавали его своим: считалось, что так можно направить по ложному следу злые силы, способные навредить новорожденному.
Также для того, чтобы сделать детей непривлекательными для вредоносных духов, родители называли их в честь некоего изъяна, зачастую воображаемого: Некрас, Грязной, Упырь, Немыт, Нелюб, Бессон. Славяне верили, что злые силы подумают, что ребенок с таким именем уже испорчен, и потеряют к нему интерес. Подобные имена некоторые филологи называют профилактическими. От них позднее образовались многие распространенные русские фамилии: Некрасов, Грязнов, Бессонов и другие.
Были распространены и «противоположные» имена-обереги, например Любим и Нежата (то есть нежная). Такие имена давали детям, стремясь наделить их разными положительными качествами, принести им удачу.
Имена и прозвища
Граница между именами и прозвищами у древних славян была очень расплывчатой. Прозвища обычно добавляли к именам, полученным при рождении. Они отражали особенности характера и внешнего облика носителя, придавали ему индивидуальность, отличали его от других людей. Например, прозвище Прокуда давали проказливым и шаловливым детям, Квашня — полным, Голован — детям с большой головой, Шевкун — людям с невнятной речью. Иногда прозвища указывали на род занятий носителей. Так, в древних источниках сохранились сведения о семье рыбаков, все члены которой носили «рыбьи» прозвища: Карась, Щука, Лещ.
Прозвище могло сопровождать человека всю его жизнь и даже порой заменяло основное имя, по которому носителя узнавали окружающие.
Другие особенности славянских имен
Некоторые славянские имена отражали обстоятельства, при которых дети появлялись на свет. Например, имя Третьяк означало, что ребенок был третьим в семье. Называли младенцев и в честь погоды, которая стояла в день их рождения: Зима, Мороз, Метелица, Ярец, Вешняк.
В Древней Руси уменьшительные варианты имен использовали так же часто, как и полные. Они могли даже сочетаться с отчествами. Эту древнерусскую особенность донесли до нас имена знаменитых русских богатырей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Последнее образовано от древнерусского Добромир или Доброслав, в котором корень добр- указывал не на мягкий и незлобный характер, а на силу и крепость, как в выражении «добрый молодец». Многие имена дошли до нас именно в краткой форме: Ратша (Ратислав или Ратибор), Местята (Мстислав), Нежата (Негослав, Добронег, Милонег), Твердило (Твердислав), Судиша (Судислав), Путята (Путислав или Путимир).
Позднее, с принятием христианства, на Русь пришло множество новых имен греческого, римского и еврейского происхождения: Василий, Давид, Роман, Георгий и другие, которые стали постепенно вытеснять славянские имена из русского языка. В наши дни в России из числа славянских используют преимущественно княжеские имена: Владимир, Ярослав, Вячеслав. Они сохранились в языке потому, что вошли в христианский именослов с появлением славянских святых, которые носили такие имена.
https://www.culture.ru/materials/255772 ... skie-imena
В Древней Руси детям было принято давать несколько имен — и каждое из них выполняло определенную функцию. Одни хранили важную информацию о своих носителях, другие — связывали их с предками, а третьи — даже защищали.
Такую роль часто выполняли имена, образованные от названий животных: Волк, Медведь, Лось и другие. По славянским поверьям, многие звери обладали сверхъестественными силами, которые передавались и детям, названным в честь них. Так, заяц и воробей были связаны с идеей плодородия. Медведя ассоциировали с мощью, волка — с бесстрашием, верностью, удачей в охоте. В честь хищников славяне называли детей еще и для того, чтобы защитить их от этих животных: верили, что «своего» ни волк, ни медведь не тронут.
Позднее такие имена-тотемы трансформировались в распространенные русские фамилии. Сейчас их еще можно встретить в качестве имен у других славянских народов. Например, в Сербии до сих пор популярно имя Вук — то есть «Волк».
В славянском именослове особая роль отводилась и именам-оберегам, которые, по представлениям наших предков, защищали детей от сглаза и порчи. Древнейшими из таких имен были Ненаш (ребенок не наш), Найден (ребенок был найден, поэтому тоже не наш), Приемыш, Подкидыш, Неждан и другие. Называя новорожденного таким особенным именем, родители будто не признавали его своим: считалось, что так можно направить по ложному следу злые силы, способные навредить новорожденному.
Также для того, чтобы сделать детей непривлекательными для вредоносных духов, родители называли их в честь некоего изъяна, зачастую воображаемого: Некрас, Грязной, Упырь, Немыт, Нелюб, Бессон. Славяне верили, что злые силы подумают, что ребенок с таким именем уже испорчен, и потеряют к нему интерес. Подобные имена некоторые филологи называют профилактическими. От них позднее образовались многие распространенные русские фамилии: Некрасов, Грязнов, Бессонов и другие.
Были распространены и «противоположные» имена-обереги, например Любим и Нежата (то есть нежная). Такие имена давали детям, стремясь наделить их разными положительными качествами, принести им удачу.
Имена и прозвища
Граница между именами и прозвищами у древних славян была очень расплывчатой. Прозвища обычно добавляли к именам, полученным при рождении. Они отражали особенности характера и внешнего облика носителя, придавали ему индивидуальность, отличали его от других людей. Например, прозвище Прокуда давали проказливым и шаловливым детям, Квашня — полным, Голован — детям с большой головой, Шевкун — людям с невнятной речью. Иногда прозвища указывали на род занятий носителей. Так, в древних источниках сохранились сведения о семье рыбаков, все члены которой носили «рыбьи» прозвища: Карась, Щука, Лещ.
Прозвище могло сопровождать человека всю его жизнь и даже порой заменяло основное имя, по которому носителя узнавали окружающие.
Другие особенности славянских имен
Некоторые славянские имена отражали обстоятельства, при которых дети появлялись на свет. Например, имя Третьяк означало, что ребенок был третьим в семье. Называли младенцев и в честь погоды, которая стояла в день их рождения: Зима, Мороз, Метелица, Ярец, Вешняк.
В Древней Руси уменьшительные варианты имен использовали так же часто, как и полные. Они могли даже сочетаться с отчествами. Эту древнерусскую особенность донесли до нас имена знаменитых русских богатырей Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Последнее образовано от древнерусского Добромир или Доброслав, в котором корень добр- указывал не на мягкий и незлобный характер, а на силу и крепость, как в выражении «добрый молодец». Многие имена дошли до нас именно в краткой форме: Ратша (Ратислав или Ратибор), Местята (Мстислав), Нежата (Негослав, Добронег, Милонег), Твердило (Твердислав), Судиша (Судислав), Путята (Путислав или Путимир).
Позднее, с принятием христианства, на Русь пришло множество новых имен греческого, римского и еврейского происхождения: Василий, Давид, Роман, Георгий и другие, которые стали постепенно вытеснять славянские имена из русского языка. В наши дни в России из числа славянских используют преимущественно княжеские имена: Владимир, Ярослав, Вячеслав. Они сохранились в языке потому, что вошли в христианский именослов с появлением славянских святых, которые носили такие имена.
https://www.culture.ru/materials/255772 ... skie-imena
-
Не в сети
- Администратор
- Сообщения: 707
- Зарегистрирован: 25 окт 2017, 13:56
Re: Что означают славянские имена
«С именем — Иван, без имени — болван»
Большинство старинных имен дошло до нас только благодаря документам: князей и воевод перечисляли летописи, о простолюдинах ученым многое рассказали расписки и челобитные, а в конце XIX века филолог Николай Тупиков собрал все известные древнерусские имена в единый словарь. Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие прозвища были популярны на Руси, почему у русских на протяжении почти 800 лет было по два имени и откуда взялись фамилии.
Двуименность на Руси
В одном из старинных «Азбуковников» сообщалось: «Первых родов и времен человецы … даяху детям своим имена, якоже отец и мать отрочати изволят, или от взора и естества детища, или от времени, или от вещи, или от притчи…» Кожемякой звали в честь семейного ремесла, Зимой или Соботой — по времени рождения, Белянкой — из-за внешности. Беспокойного младенца могли назвать Неусыпой или Шумом. Имена Дорога и Распута указывали на то, что ребенок родился в пути. Первушей, Третьяком и Девятой называли по порядку рождения.
Популярностью пользовались «звериные» имена: Волк, Ерш, Медведь, Боров, Соловей. Наряду с Желанами, Милушами, Милованами в документах упоминались Лихачи, Гниды и Брехи. Предки предполагали, что такие неблагозвучные имена смогут защитить ребенка от нечисти: вряд ли злые духи заинтересуются каким-нибудь Ненашкой или Грязнушей.
После Крещения Руси стали давать греческие, латинские или древнееврейские по происхождению имена — в честь известных тогда святых. Но люди не понимали значения иностранных слов и потому продолжали называть детей привычными славянскими именами наряду с церковными. Практически у каждого русского было два имени — крестное и мирское: «Дьяк Алексейко, нарицаемый Владычько» (1377), «Куземка, а прозвище Богдашко, кабальный» (1598). Еще в XVI веке народ четко различал, где греческий иноземец Кузьма, а где — родной славянский Богдан.
С XV века мирские имена употреблялись скорее как прозвища: например, «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба». А в XVII веке церковь начала бороться с двуименностью. Усопших, чье крестное имя было неизвестно, стали записывать так: «Казак Богдан, а имя ему бог весть…»
Княжеские имена
Были и имена, которыми называли лишь княжеских детей — так утверждалось право младенца на престол. Древнерусская династия пользовалась именами славянскими (например, Владимир, Всеволод, Мстислав, Святополк, Ярослав) и скандинавскими (Рюрик, Рогволод, Рогнеда, Олег, Глеб, Игорь). Даже бояре, посадники, военачальники не могли так называться.
Эти родовые имена, связанные с эпохой язычества, считались основными на протяжении еще трех-четырех веков после Крещения Руси. И у князей было как минимум по два имени. Например, крестное имя князя Владимира Святославича, в правление которого христианство стало официальной религией, — Василий. Его тезку Владимира Мономаха крестили тоже Василием. Ярослав Мудрый был крещен Георгием, а Всеволод Большое Гнездо — Дмитрием.
Некоторые русские князья были канонизированы под своими языческими именами — Борис, Глеб, Игорь, Ольга. Преподобная княжна Евфросиния Полоцкая известна под монашеским именем. Изначально же она была крещена Евпраксией, а мирское ее имя — Предслава.
К XV веку княжеские языческие имена окончательно вышли из употребления. Но наследники престола стали получать два христианских имени. «Прямое» (домашнее, для узкого круга лиц) давали в честь святого, в день памяти которого ребенок родился или был крещен. Править же наследнику предстояло под династическим именем. К тому же в конце жизни было принято постригаться в монахи, при этом правителю давалось иноческое имя. Так, Василий III для ближайших родственников и своего духовника был Гавриилом, а в иночестве стал Варлаамом. Иван IV с рождения был наречен Титом, после пострига — Ионой, в народе же позднее стал известен как Иван Грозный. Такая внушительная коллекция имен указывала на высокое положение.
«Богатого по отчеству, убогого по прозвищу»
Отчествами пользовались еще древние греки. «Люди в простоте своей склонны думать, что у желудя больше оснований гордиться отцом-дубом, чем у дуба — чваниться сыном-желудем, — писал Лев Успенский в книге «Ты и твое имя», — и возник давным-давно обычай, обращаясь к сыну, дополнять его имя именем отца, уважения ради: тебя-то, мол, мы еще не знаем, но авансом уважаем в тебе заслуги отца твоего».
В XI–XIV веках отчества могли быть у князей и некоторых высокопоставленных лиц некняжеского происхождения. Остальные обходились личным именем: «Имя ему Чернь, купец» (1074), «Иван, повар митрополита Киприана» (1391). Со второй половины XV века отчества стали употребляться и по отношению к низшему классу. Но чтобы отличать знать от простых людей, сохранялись краткая и княжеская формы отчеств. Простолюдин звался Иваном Гавриловым, то есть сыном Гаврилы. Князья и думные дьяки — высокопоставленные чиновники — имели право на «частишку» -вич: Гаврилович, Степанович и подобные.
При Екатерине II отчество с -вич надлежало приписывать к именам высших государственных сановников и генералитета — с I по V классы Табели о рангах. Чины же VI, VII и VIII классов писались с отчеством на -ов, а остальные и вовсе без отчеств.
В XIX веке отчества на -вич распространились среди всего населения России. После отмены крепостного права так стали именовать друг друга даже крестьяне. Тогда же начался стихийный процесс придумывания крестьянских фамилий.
Как появились фамилии
У самых знатных русских родов фамилии появились в XIV–XV веках. Они давались по названию земель: например, Шуйские правили городом Шуя, Вяземские — Вязьмой, Мещерские — Мещерой. С конца XVII века фамилиями стало обзаводиться и духовенство. Учащиеся духовных семинарий придумывали себе фамилии на «дворянский» манер, с окончанием на -ский: Преображенский, Рождественский, Покровский. За основу брали названия праздников, церковных приходов, библейские термины, греческие и латинские слова. Так в России появились Касторские (от латинского «бобр»), Алякринские (от латинского «бодрый»), Иорданские (по названию реки Иордан), Сперанские (от латинского «надеяться»), Пресвитеровы (от греческого «священник»).
Но чаще всего в качестве фамилии закрепляли отчества. Отсюда многочисленные Ивановы и Петровы. Ненашев, Белоусов, Годунов — память о давно забытых именах Ненаш, Белоус, Годун. В основу фамилии могло лечь прозвище, профессия, местность, из которой происходил род. Фамилия Жильцов отсылает нас в Московскую Русь, где жильцами назывался определенный разряд служилых людей. А фамилия Кметь еще древнее: кметями в Киевской Руси звали воинов.
Крепостным не полагалось иметь фамилии. Низшие сословия в западных районах страны, на Русском Севере и в Сибири в меньшей степени страдали от крепостничества, а потому фамилии у них появились значительно раньше, чем у крестьян Центральной России. Впервые государство обязало россиян иметь фамилии в 1888 году. Указ Сената гласил: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Правда, большая часть населения все равно не имела фамилий: в деревнях одного человека отличали от другого по отчеству и прозвищу. Лишь после 1932 года, когда Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли «Положение о паспортах», фамилии появились у всех граждан страны.
https://www.culture.ru/materials/253890 ... eni-bolvan
Большинство старинных имен дошло до нас только благодаря документам: князей и воевод перечисляли летописи, о простолюдинах ученым многое рассказали расписки и челобитные, а в конце XIX века филолог Николай Тупиков собрал все известные древнерусские имена в единый словарь. Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие прозвища были популярны на Руси, почему у русских на протяжении почти 800 лет было по два имени и откуда взялись фамилии.
Двуименность на Руси
В одном из старинных «Азбуковников» сообщалось: «Первых родов и времен человецы … даяху детям своим имена, якоже отец и мать отрочати изволят, или от взора и естества детища, или от времени, или от вещи, или от притчи…» Кожемякой звали в честь семейного ремесла, Зимой или Соботой — по времени рождения, Белянкой — из-за внешности. Беспокойного младенца могли назвать Неусыпой или Шумом. Имена Дорога и Распута указывали на то, что ребенок родился в пути. Первушей, Третьяком и Девятой называли по порядку рождения.
Популярностью пользовались «звериные» имена: Волк, Ерш, Медведь, Боров, Соловей. Наряду с Желанами, Милушами, Милованами в документах упоминались Лихачи, Гниды и Брехи. Предки предполагали, что такие неблагозвучные имена смогут защитить ребенка от нечисти: вряд ли злые духи заинтересуются каким-нибудь Ненашкой или Грязнушей.
После Крещения Руси стали давать греческие, латинские или древнееврейские по происхождению имена — в честь известных тогда святых. Но люди не понимали значения иностранных слов и потому продолжали называть детей привычными славянскими именами наряду с церковными. Практически у каждого русского было два имени — крестное и мирское: «Дьяк Алексейко, нарицаемый Владычько» (1377), «Куземка, а прозвище Богдашко, кабальный» (1598). Еще в XVI веке народ четко различал, где греческий иноземец Кузьма, а где — родной славянский Богдан.
С XV века мирские имена употреблялись скорее как прозвища: например, «князь литовский Иван, а прозвище ему Баба». А в XVII веке церковь начала бороться с двуименностью. Усопших, чье крестное имя было неизвестно, стали записывать так: «Казак Богдан, а имя ему бог весть…»
Княжеские имена
Были и имена, которыми называли лишь княжеских детей — так утверждалось право младенца на престол. Древнерусская династия пользовалась именами славянскими (например, Владимир, Всеволод, Мстислав, Святополк, Ярослав) и скандинавскими (Рюрик, Рогволод, Рогнеда, Олег, Глеб, Игорь). Даже бояре, посадники, военачальники не могли так называться.
Эти родовые имена, связанные с эпохой язычества, считались основными на протяжении еще трех-четырех веков после Крещения Руси. И у князей было как минимум по два имени. Например, крестное имя князя Владимира Святославича, в правление которого христианство стало официальной религией, — Василий. Его тезку Владимира Мономаха крестили тоже Василием. Ярослав Мудрый был крещен Георгием, а Всеволод Большое Гнездо — Дмитрием.
Некоторые русские князья были канонизированы под своими языческими именами — Борис, Глеб, Игорь, Ольга. Преподобная княжна Евфросиния Полоцкая известна под монашеским именем. Изначально же она была крещена Евпраксией, а мирское ее имя — Предслава.
К XV веку княжеские языческие имена окончательно вышли из употребления. Но наследники престола стали получать два христианских имени. «Прямое» (домашнее, для узкого круга лиц) давали в честь святого, в день памяти которого ребенок родился или был крещен. Править же наследнику предстояло под династическим именем. К тому же в конце жизни было принято постригаться в монахи, при этом правителю давалось иноческое имя. Так, Василий III для ближайших родственников и своего духовника был Гавриилом, а в иночестве стал Варлаамом. Иван IV с рождения был наречен Титом, после пострига — Ионой, в народе же позднее стал известен как Иван Грозный. Такая внушительная коллекция имен указывала на высокое положение.
«Богатого по отчеству, убогого по прозвищу»
Отчествами пользовались еще древние греки. «Люди в простоте своей склонны думать, что у желудя больше оснований гордиться отцом-дубом, чем у дуба — чваниться сыном-желудем, — писал Лев Успенский в книге «Ты и твое имя», — и возник давным-давно обычай, обращаясь к сыну, дополнять его имя именем отца, уважения ради: тебя-то, мол, мы еще не знаем, но авансом уважаем в тебе заслуги отца твоего».
В XI–XIV веках отчества могли быть у князей и некоторых высокопоставленных лиц некняжеского происхождения. Остальные обходились личным именем: «Имя ему Чернь, купец» (1074), «Иван, повар митрополита Киприана» (1391). Со второй половины XV века отчества стали употребляться и по отношению к низшему классу. Но чтобы отличать знать от простых людей, сохранялись краткая и княжеская формы отчеств. Простолюдин звался Иваном Гавриловым, то есть сыном Гаврилы. Князья и думные дьяки — высокопоставленные чиновники — имели право на «частишку» -вич: Гаврилович, Степанович и подобные.
При Екатерине II отчество с -вич надлежало приписывать к именам высших государственных сановников и генералитета — с I по V классы Табели о рангах. Чины же VI, VII и VIII классов писались с отчеством на -ов, а остальные и вовсе без отчеств.
В XIX веке отчества на -вич распространились среди всего населения России. После отмены крепостного права так стали именовать друг друга даже крестьяне. Тогда же начался стихийный процесс придумывания крестьянских фамилий.
Как появились фамилии
У самых знатных русских родов фамилии появились в XIV–XV веках. Они давались по названию земель: например, Шуйские правили городом Шуя, Вяземские — Вязьмой, Мещерские — Мещерой. С конца XVII века фамилиями стало обзаводиться и духовенство. Учащиеся духовных семинарий придумывали себе фамилии на «дворянский» манер, с окончанием на -ский: Преображенский, Рождественский, Покровский. За основу брали названия праздников, церковных приходов, библейские термины, греческие и латинские слова. Так в России появились Касторские (от латинского «бобр»), Алякринские (от латинского «бодрый»), Иорданские (по названию реки Иордан), Сперанские (от латинского «надеяться»), Пресвитеровы (от греческого «священник»).
Но чаще всего в качестве фамилии закрепляли отчества. Отсюда многочисленные Ивановы и Петровы. Ненашев, Белоусов, Годунов — память о давно забытых именах Ненаш, Белоус, Годун. В основу фамилии могло лечь прозвище, профессия, местность, из которой происходил род. Фамилия Жильцов отсылает нас в Московскую Русь, где жильцами назывался определенный разряд служилых людей. А фамилия Кметь еще древнее: кметями в Киевской Руси звали воинов.
Крепостным не полагалось иметь фамилии. Низшие сословия в западных районах страны, на Русском Севере и в Сибири в меньшей степени страдали от крепостничества, а потому фамилии у них появились значительно раньше, чем у крестьян Центральной России. Впервые государство обязало россиян иметь фамилии в 1888 году. Указ Сената гласил: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Правда, большая часть населения все равно не имела фамилий: в деревнях одного человека отличали от другого по отчеству и прозвищу. Лишь после 1932 года, когда Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли «Положение о паспортах», фамилии появились у всех граждан страны.
https://www.culture.ru/materials/253890 ... eni-bolvan